Выберите раздел сайта

Шпалы

Подрельсовые опоры устраивают в виде шпал и брусьев (на стрелочных переводах и металлических мостах). Кроме того, на искусственных сооружениях применяют блочные основания безбалластного типа из железобетона (в виде плит - на мостах, малогабаритных рам - в тоннелях).

Количество шпал на на 1 км и порядок их расположения по длине рельсового звена (эпюра укладки) нормируется исходя из условий выравнивания давлений в балластном слое по его глубине, а также обеспечения необходимой сопротивляемости рельсошпальной решетки продольному и поперечному сдвигу.

Существует две основные стандартные эпюры укладки шпал , соответствующих 1840 шт./км (46 шпал на 25-метровом звене) в прямых и кривых радиусом более 1200 м . и 2000 шт./км (50 шпал на звене) в кривых радиусом 1200 м и менее (на скоростных линиях при скорости более 140 км/ч в кривых радиусом 2000 и менее).

  • На путях 5-го класса допускается эпюра шпал в прямых 1440 шт/км, а вкривых радиусом менее 650 м - 1600 шт./км (40 шпал на звене).
  • При всех эпюрах расстояния между осями стыковых шпал стандартные: 42 см при рельсах Р65, Р75 и 44 см при рельсах Р50.
  • Расстояния между осями остальных шпал на протяжении рельсового звена одинаковы и равны 54,6 см (эпюра 1840 шт./км) и 50,2 (2000 шт./км)
  • В процессе эксплуатации наибольшее допускаемое отклонение в расстояниях между осями шпал не должно превышать 8 см .

 

По форме поперечного сечения шпалы подразделяются на три вида: обрезные, полуобрезные и необрезные

 

Наименование материала верхнего строения пути

Назначение

ГОСТ, ОСТ, ТУ

Чертеж

I тип шпалы (обрезные, полуобрезные, необрезные)

для главных путей

ГОСТ 78-89

  обрезные             полуобрезные          необрезные

 II тип шпалы (обрезные, полуобрезные, необрезные)

для станционных и подъездных путей

ГОСТ 78-89

          
обрезные              полуобрезные          необрезные

III тип шпалы (обрезные, полуобрезные, необрезные)

для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий

ГОСТ 78-89

          
обрезные              полуобрезные          необрезные

В зависимости от назначения деревянные шпалы изготавливаются трех типов, отличающихся размерами поперечного сечения:
  • I - для главных путей;
  • II - для станционных и подъездных путей;
  • III - для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий.

 


Основные дефекты деревянных шпал приведены в таблице 3.6